Главная

 

Программа "Обновление развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации"

 

Пояснительная записка

         Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

         При формировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС ДО. Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

- в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

         Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).       Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы.

         Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:

- развивающие игры,

- технические устройства и игрушки,

- модели,

- предметы для опытно-поисковой работы-магниты,

- увеличительные стекла,

- пружинки,

- весы,  мензурки и прочее,

- большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

         Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. В них должны быть:

- сборно-разборная мебель;

- игрушечная мебель;

- емкости для хранения игрушек;

- игрушки;

- мягкие плоскости,

- подиумы для отдыха.

         Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой):

- Использование игрового спортивного оборудования;

- Использование игровых столов сложной конфигурации;

- Мебель-трансформер;

- Использование вертикальных разделителей;

- Кукольный театр;

- Костюмерная;

- Игрушки-заменители.

         Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

         Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам; место отдыха; место уединения.

         Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

         В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой:

- печатные буквы,

- слова,

- таблицы,

- книги с крупным шрифтом,

- пособие с цифрами,

- настольно-печатные игры с цифрами и буквами,

- ребусами.

         А так же материалами, отражающими школьную тему:

- картинки о жизни школьников,

- школьные принадлежности,

- фотографии школьников-старших братьев или сестер,

- атрибуты для игр в школу.        

         Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.   Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

         Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

         Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

         Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».

         Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, которая предполагает наличие:

- игровых зон;

- зон уединения;

- современных игрушек;

- развивающих игр;

- дидактического и демонстрационного материала;

- материала для продуктивной деятельности;

- атрибутики для творческой деятельности;

- уголков экспериментирования;

- уголка природы;

- логопедического уголка;

- фонотеку,

- видеотеку;

- спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

         Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

         Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

         Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

¾игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

¾двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

¾эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

¾возможность самовыражения детей.

         Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

         Полифункциональность материалов предполагает:

¾возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

¾наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

         Вариативность среды предполагает:

¾наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

¾периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

         Доступность среды предполагает:

¾доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; ¾свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

         Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада.

         Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС ДО. В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

         Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому актуальна необходимость обновления предметно-развивающей среды ДОУ.

         Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить:

- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное

– она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

 - Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

- Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы. ¾Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

- Развивающая предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

         В соответствии с рассмотренными принципами и свойствами, рекомендуется создание предметно-развивающей среды с учетом планирования тематической недели. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы, отобрать содержание образовательного материала, продумать какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы. Содержание тематической недели должна находить в центрах и уголках группы.

         Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В природном уголке будут уместны детям. Поделки и природного материала, экспонаты природы, икебаны.

         С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и познавательную деятельность природоведческого характера. Уголок природы может служить местом уединения и индивидуальной деятельности воспитанников.

         Центр искусства - самое светлое, хорошо освещенное место в группе. Здесь воспитанники могут рисовать, лепить, выполнять аппликационные работы. На полках размещены различные изобразительные материалы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, тушь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, ножницы, трафареты, штампы и многое другое располагают к активной творческой деятельности.     Детские рисунки должны выставляться на всеобщее обозрение, к которому имеется свободный доступ. Здесь же рекомендуется организовывать персональные выставки работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешивается иллюстрации6 известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.     

         Строительный центр должен быть сосредоточен в одном месте, содержимое строительного уголка включает в себя конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал, схемы и чертежи построек.

         Строительный центр позволяет организовывать конструктивную деятельность с большой подгруппой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

         Неизменной популярностью у дошкольников пользуются центр науки или исследовательский центр. В центре для детского исследования размещены самые разнообразные природные материалы:

- мел,

- песок,

- глина,

- камни,

- ракушки,

- перья,

- уголь.

Оборудование:

- микроскоп,

- глобус,

- лабораторное оборудование,

- мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

         Для познавательного развития воспитатель подбирает детскую литературу, операционные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок и отчетов.

         Зона сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у дошкольника желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры драматизации по знакомым сказкам.

         Физкультурный уголок лаконично и гармонично должен вписываться в пространство групповой комнаты. Он, как правило, пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь дошкольники могут закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением вперед, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и другие движения. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

         В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный уголок (уголок уединения), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Уют и домашняя обстановка позволяет детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Здесь воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а так же организовать в литературном уголке выставку произведений того или иного автора, провести литературные викторины, конкурсы.

         Уголок безопасного дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он должен быть оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, деятельности для закрепления знаний ПДД. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

         Важно, что развивающая предметно-пространственная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста

 

 

Проект развивающей предметно-пространственной среды

 

Использование пространства

Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка

Влияние пространства на социальное развитие ребенка

Многофункциональное использование всех помещений МАДОУ. Использование спален, раздевалок для увеличения полезного пространства для детей.

Удаление познавательных центров от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах

Увеличение пространства для деятельности и движений ведет к увеличению социальных контактов на более благоприятной основе.

Создание игрового «городка», мини-кабинетов, экологической лаборатории и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОО.

Расширяются возможности для освоения образовательного пространства

Расширяется круг общения ребенка

«Изрезанность» пространства, «лабиринтное» расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении)

Развивается ориентировка в пространстве

«Уголки уединения» в изрезанном пространстве дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт. Улучшается социальный климат в целом.

Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ

У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки.

Совместное проектирование и изменение обстановки сплачивает детей и взрослых, улучшает социальные отношения.

Все пространство «разбивается» на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших «центров», в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеются все необходимое оборудование

 

У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость.

Развиваются навыки социокультурного поведения.

Временная последовательность разных видов деятельности

 

Ребенок учится планировать свою деятельность более организованно и целесообразно проводить свободное время.

Упорядоченное времяпрепровождения ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе

Оптимальное сочетание в режиме дня регламентированной целенаправленной познавательной деятельности под руководством взрослых

 

Оптимальное сочетание для поддержания активности ребенка в течение дня.

Возможность разнообразного общения

Время для общения по схемам: «я – я» «я – педагог» «я – друг, друзья» «я – все»

Разнообразие общения – разнообразие информации, расширение ориентировки в окружающем мире

Широкая социальная практика общения с разновозрастными партнерами.

Использование многофункциональных, вариативных модулей

 

Развитие конструктивного мышления

Умение договариваться, обсуждать совместные планы

Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты)

 

Ориентировка в окружающей действительности

Упражнение в различных социальных ролях

Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте.

 

Интеллектуальное развитие.

Обеспечение активного общения

Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, знаков и т.п.

Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность

Возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска

Вид помещения,

функциональное использование

Оснащение

Групповые комнаты

- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения

- Самостоятельная деятельность детей

-Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

- Удовлетворение потребности детей в самовыражении - Индивидуальная работа

- Песочная игротерапия - Совместные с родителями групповые мероприятия: досуги, конкурсы, развлечения и др. ¾Групповые родительские собрания

¾Детская мебель: столы, стулья

¾Уголки сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Мастерская» и др.

¾Книжный уголок

¾Речевой уголок

¾Природный уголок

¾Экспериментальный уголок

¾Уголок театрализации; различные виды театров; ширмы; атрибуты

¾Уголок ряженья

¾Уголок изобразительной деятельности

¾Музыкальный уголок

¾Спортивный уголок

¾Мягкая мебель

¾Игрушки: куклы, машинки и др. ¾Мелкие игрушки для режиссерских игр

¾Настольно-печатные игры, лото, домино

¾Конструкторы разных видов, кубики, строительный материал

¾Дидактический материал для образовательной деятельности

¾Макеты, карты, модели, муляжи, схемы групп

¾Предметы-заместители

¾Календарь природы

¾Уголок дежурства по столовой

¾Оборудование для песочной игротерапии

¾Зрительные ориентиры

¾Магнитные доски, мольберты

¾Фланелеграфы, подставки, наборные полотна

¾Бактерицидные лампы

¾Мебель для взрослых

 ¾Подборки методической литературы, дидактических разработок

¾Диагностический материал

¾Перспективные и календарные планы, тетради движения детей, табеля посещаемости и другая документация

Спальные помещения ¾Дневной сон ¾Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ¾Гимнастика пробуждения после сна ¾Игровая деятельность ¾Эмоциональная разгрузка

 

 

¾Мебель для сна

¾Оборудование для пробежек босиком по неровным поверхностям, сенсорные дорожки

¾Подборка аудиокассет и дисков с записями колыбельных песен, русских сказок, потешек, музыкальных произведений, звуков природы

¾Оборудование для уголков уединения

¾Бактерицидные лампы

Приемные групп ¾Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов ¾Эмоциональная разгрузка ¾Информационно-просветительская работа с родителями

 

 

 

¾Информационные стенды, папки-передвижки для родителей

¾Выставки детского творчества ¾Библиотечка литературы для родителей

 ¾Схемы-модели одевания для детей

¾Уголки настроения и эмоциональной разгрузки

ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСКОГО САДА

Объекты территории, функциональное использование

Оснащение

Участки групп ¾Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения ¾Самостоятельная деятельность детей ¾Удовлетворение потребности детей в самовыражении ¾Индивидуальная работа ¾Песочная игротерапия ¾Закаливание детей: различные гимнастики, игровой массаж, игры с водой, босохождение; световоздушные ванны ¾Методические мероприятия с педагогами ¾Консультативная работа с родителями ¾Совместные прогулки с родителями.

¾Скамейки, столики

¾Песочница

¾Беседка

¾Металлические игровые формы

Спортивная площадка ¾Образовательная деятельность по физической культуре на свежем воздухе ¾Спортивные праздники, досуги и развлечения ¾Совместная со взрослым и самостоятельная деятельность детей по развитию физических качеств и основных видов движений ¾Удовлетворение потребности детей в самовыражении ¾Оздоровительные пробежки ¾Индивидуальная работа с детьми ¾Методические мероприятия с педагогами ¾Совместные мероприятия с родителями

¾Деревянное гимнастическое бревно

¾Металлические игровые формы для развития основных видов движений

Зона зеленых насаждений, цветники, мини-огород ¾Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской ¾Совместная деятельность по приобщению воспитанников к природе, формированию основ экологического сознания: беседы, наблюдения за живыми объектами, экологические игры, досуги ¾Экспериментальная и опытническая деятельность ¾Психологическая разгрузка детей и взрослых ¾Индивидуальная работа с детьми ¾Методические мероприятия с педагогами.

¾Разнообразные зеленые насаждения (деревья и кустарники) ¾Газоны, клумбы, цветники

¾«Экологическая тропа»

¾Мини-огород

       

         Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

         «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева)