Главная

 

Проект программы
 повышения квалификации педагогов
в условиях введения
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО)
в деятельность
филиала МАДОУ МО г. Краснодар
«Центр развития ребенка - детский сад №200»
на период 2013-2015 г.г.
 
 
Пояснительная записка.
Одним из важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника, следовательно, и повышение качества его образования.
Правомерность существования нового понятия «компетентность» применительно к сфере общего образования и теоретические идеи компетентностного подхода. Педагогическая компетентность педагогов  определяется, как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая  позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.
 
Актуальность
С принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование приобрело статус ступени общего образования. Наряду с этим появляется и новое определение качества образования как комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия государственным образовательным стандартам и требованиям, а также потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
В соответствии с действующими документами ФГОС социальную ситуацию развития  ребёнка  может обеспечить педагог, обладающий следующими компетенциями:
1.                Умением обеспечивать эмоциональное благополучие, через:
·        непосредственное общение с каждым ребенком;
·        уважительным  отношением к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
2.                 Поддерживать  индивидуальность и инициативу детей, через:
·        создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
·        создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
·        недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3. Устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях:
·        создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
·        развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4. Построить вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
·        создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
·        организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
·        поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
·        оценку индивидуального развития детей;
5. Взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В результате чего у педагогов недостаточное проявление уважительного отношения к эмоциональному благополучию детей, а именно:
·    умением организовывать непосредственное общение с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;
·    уважительно относиться к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
·        создавать  психологический комфорт образовательной среды.
Цель:
Развить и укрепить у педагогов способность обеспечитьэмоциональное благополучие детей в ДОУ.
Задачи:
1.                Организовать систему внешнего повышения квалификации с целью укрепления у педагогов способности обеспечить эмоциональное благополучие детей в ДОУ.
2.                Организовать систему внутреннего повышения квалификации с целью укрепления у педагогов способности обеспечить эмоциональное благополучие детей в ДОУ.
 
Участники проекта: педагогический коллектив.
Срок реализации: 1 год
 
Этап – подготовительный
Время проведения: апрель 2014 г. -  май 2015 г.
На данном этапе разрабатывается план, отбирается содержание проекта, определяется команда исполнителей проекта. Проводится корректировка плана работы ДОУ на год, в него включаются мероприятия по проекту.
Цель:определить организационно-содержательную базу реализации проекта.
Задачи:
1.      Изучить объективную потребность педагогов дошкольного учреждения с целью формирования информационного массива по организации образовательного процесса ДОУ в режиме введения ФГОС ДО.
2.      Разработать содержание тематического плана теоретических и практико-ориентированных мероприятий для педагогов.
4.      Разработать нормативно-правовую документацию (положения, должностные инструкции исполнителей проекта, поэтапный план реализации проекта др.).
5. Повторная диагностика педагогов
II этап - основной
Время проведения: сентябрь 2014 г. – март 2015 г.
Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач; предполагает активное взаимодействие участников проекта посредством практико-ориентированного сотрудничества через мероприятия: семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Цель: повышение квалификации с целью укрепления у педагогов способности обеспечить эмоциональное благополучие детей в ДОУ.
Задачи:
1.      Создать эффективную систему методической помощи по обеспечению практической деятельности педагогов в вопросах внедрения ФГОС ДО.
2.      Обогатить профессиональную компетентность педагогов в области современных технологий реализации ФГОС ДО в образовательном процессе детского сада.
3.      Разработать систему управленческих действий, опосредующих успешность освоения участниками проектной деятельности содержания плановых семинаров и внедрения методических рекомендаций в работу ДОУ.
4.      Организовать профессиональный диалог о путях реализации содержания ФГОС ДО.
Предполагается, что педагогам в ходе реализации проекта будет представлена возможность для обмена мнениями и опытом работы по заявленной теме, обсуждения выдвинутых вопросов. На начальной и заключительной ступенях данного этапа проводится мониторинг с целью определения уровня профессиональной компетентности педагогов, их готовности к реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОУ, определение наличия позитивной динамики в профессиональном росте.
III этап - заключительный
Время проведения: апрель 2015–май 2015 г.
Исполнители проекта анализируют результаты проведенной работы, оформляют итоговую документацию. Анализ динамики изменения профессиональной компетентности педагогов. Итоговая диагностика по формированию обеспечения эмоционального благополучия детей. Руководитель проекта предоставляет материалы на экспертный совет.
Цель: мониторинг результатов реализации проекта и анализ эффективности проектной деятельности команды исполнителей проекта.
Задачи:
1.      Разработать систему мониторинговых процедур по результатам деятельности исполнителей и участников проектной деятельности.
2.      Провести анализ выявленных результатов реализации данного проекта.
3.      Сформировать информационно-методический пакет из наработанных материалов по внедрению ФГОС ДО в деятельность ДОУ. Подготовить документацию по результатам выполненного проекта (методические рекомендации).
 
План реализации проекта
№ п/п
Мероприятия
Срок
Ответственные
Ожидаемый результат
Форма отчётных документов
I Этап – подготовительный
1.
Разработка плана методического сопровождения  введения ФГОС   в ДОУ
Апрель
Рабочая группа
Система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС
План
2.
Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОУ
Апрель
Рабочая группа, заведующий
Дополнения в документы, регламентирующие деятельность ДОУ по внедрению ФГОС
Приказ об утверждении локальных актов, протоколы УС, педсовета
3
Мониторинг  педагогов: «Педагогическая компетентность»
Май
Зам.зав по
ВМР
Выявление оценки профессиональной деятельности педагогов
Таблицы оценки.
II этап - основной
1
Создание условий  для прохождения курсов повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС ДОУ
В течение года
Заведующий, Зам.зав по
ВМР
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС
План – график
2
Семинар: «Работаем по - новому
- закон об образовании РФ ФЗ №273;
-разъяснение по СанПиН 2.4.1.3049-13; -обсуждение Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
ФГОС дошкольного образования.
Сентябрь
Заведующий, Зам.зав по ВМР
Осмысление содержания ФГОС
Документация
3
Круглый стол: - организация непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
 - создание психологически комфортной образовательной среды.
Октябрь
Зам.зав по ВМР
Способность педагогов обеспечивать эмоциональное благополучие детей в ДОУ
Методические материалы
4
Семинар: «Новообразование образовательных областей в условиях  ФГОС»
Декабрь
Зам.зав по ВМР, педагогический коллектив
Ликвидация профессиональных затруднений и уточнение смысловых понятий
Методические материалы
5
Переподготовка, обучение и повышение квалификации специалистов.
В течение года
Педагогический коллектив
Повышение уровня квалификации педагогов
Удостоверения
III этап - заключительный
1
Мониторинг реализации проекта
Апрель – май
Заведующий, Зам.зав по ВМР
Оценка профессиональной деятельности педагогов
Анализ динамики изменения профессиональной компетентности педагогов, диагностические карты.
2
Публикация из опыта работы в СМИ, размещение материалов на сайт ДОУ
Май
Зам.зав по ВМР
Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС
Публикации, отчёты, методический материал
3
Обеспечение публичной отчетности ДОУ о ходе и результатах введения ФГОС (Включение в публичный доклад заведующего ДОУ  раздела, отражающего ход введения ФГОС).
Май
Заведующий
Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС 
Размещение публичного отчета на сайте ДОУ
 
Проблемный анализ деятельности педагогов ДОУ
 
Проводя анализ диагностики достижений воспитанников выделяются следующие актуальные проблемы.
1.  В среднем, у детей предшкольного возраста возникают затруднения с классификацией наглядного материала, недостаточно развито сравнительно-аналитическое и синтетическое мышление.
2.  При переходе от предшкольного к начальному образованию у некоторых воспитанников слабо выражены потребность в социально-значимой деятельности, в расширении социальных связей, а также недостаточно сформированы такие предпосылки регулятивных действий, как умениеосуществлять действие по образцу и заданному правилу,умение сохранять заданную цель.Преобладают учебно-познавательные, «внешние» мотивы (власть и требования взрослых, утилитарно-прагматическая мотивация и т.д.), а также мотив получения высокой оценки.
Изучив требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы действующего стандарта начального общего образования, и проведя диагностику психической и личностной готовности выпускников ДОУ к школьному обучению, мы пришли к выводу о том, что наличие вышеописанных проблем свидетельствует о «выпадении» из зоны ближайшего развития детей предшкольного возраста предпосылок формирования ряда универсальных учебных действий, прежде всего регулятивных и коммуникативных, формирование которых в начальной школе должно быть основой учебной и социальной успешности ученика общеобразовательной школы. Таким образом, мы считаем, что решение обозначенных проблем должно быть расширением зоны ближайшего развития воспитанников ДОУ, усилением потенциала их успешности в начальной школе.
У многих педагогов наблюдается складывающийся симптом эмоционального и профессионального выгорания. Этопрепятствует личностной вовлеченности в свой труд, обеспечению эмоционального благополучия детей, созданию позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе, позитивной направленности на педагогическую деятельность, ослабляет уверенность в себе. Такие педагоги признают, что уже не видят в своей работе ничего нового, давно не занимаются освоением и поиском новых педагогических знаний, профессиональным саморазвитием. Это препятствует построению  развивающего вариативного образования, предполагающего использование деятельностного и личностного подхода, освоению необходимых в современных условиях новых технологий, способов и приемов работы с воспитанниками, снижает уровень творческой активности и открытости к дальнейшему профессиональному развитию, готовности к риску и, как следствие, уровень эффективности педагогического труда.
 
Проблемы педагогической деятельности
Способ диагностики
Складывающийся симптом эмоционального выгорания, средний уровень эмоционального комфорта.
Наблюдение;
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.;
Экспресс-оценка «Выгорания» (СЭФ)
Высокий уровень мотивации к успеху при низком уровне готовности к риску и высоком уровне мотивации к избеганию неудач (неактуализированное желание быть успешным; создание видимости успеха для других).
Наблюдение;
Диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;
Методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберта.
Низкий уровень самоактуализации, творческой и неадаптивной активности. Слабо выраженное стремление к самообразованию, профессиональному росту и самосовершенствованию.
Наблюдение.
Методика диагностики стиля поведения И.К. Адизеса;
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;
Методика «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова.
Высокий уровень исполнительского потенциала, конформности и адаптивности.
Наблюдение.
Методика диагностики стиля поведения И.К. Адизеса;
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;
 
 
Показатели и способы оценки результативности
 реализации программы
Количественный показатель результативности
 
Предполагаемые способы оценки
Степень достижения цели программы
(Под степенью достижения цели программы понимается фактический результат. В случае, если цель не достигнута, оцениваются объективные обстоятельства и условия, в которых происходила ее реализация)
 
Расширение зоны ближайшего развития у воспитанников предшкольного возраста снедостаточно развитым пространственным воображением, фантазийным, сравнительно-аналитическим и синтетическим мышлением благодаря применению на практике полученного знания о новых формах и способах повышения эффективности педагогической деятельности в решении данных проблем.
Анкетные опросы, наблюдения, диагностические исследования.
Качественные показатели результативности
Предполагаемые способы оценки
Расширение спектра возможностей воспитанников предшкольного возраста, позволяющих им быть успешными в начальной школе, вследствие применения на практике нового знания о формах и способах повышения эффективности педагогической деятельности. 
- повышение уровня развития логического мышления, а именно способности осуществлять такие логические операции, как классификация, обобщение и абстрагирование, анализ и синтез;
- повышение уровня развития пространственного воображения, наглядно-образного мышления;
- развитие социальных мотивов  учебной деятельности.
- Анкетные опросы и наблюдения;
- Использование диагностических методик:
- методика предметной классификации Семаго Н.Я.;
- тест креативности П. Торранса;
- методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н.И. Гуткиной;
- методика готовности ребенка к школе Т.Ф. Кумариной;
- экспресс-диагностика в детском саду Н.Н.Павловой, Л.Г. Руденко.
 Улучшение динамики изменений личностных и профессиональных характеристик педагогов
вследствие применения на практике нового знания о формах и способах повышения эффективности педагогической деятельности.
- снижение уровня профессионального выгорания;
- повышение уровня эмоционального комфорта;
- повышение уровня самоактуализации и творческой активности педагогов;
- повышение мотивации к самообразованию и профессиональному саморазвитию;
- повышение у педагогов уровня готовности к изменениям и риску;
- освоение и успешное применение педагогами современных технологий.
Анкетные опросы и наблюдения;
Использование диагностических методик:
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко;
- методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;
- методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберта;
- диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
- методика диагностики стиля поведения И.К. Адизеса;
- методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;
- оценка эмоционально-деятельностной адаптивности Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М.;
- методика «Цель-Средство-Результат» А.А. Карманова и т.д.;
- Методика самооценки личности С.А. Будасси и т.д.
1.    Позитивное общественное мнение
- повышение уровня удовлетворенности заказчиков образовательных услуг;
- укрепление имиджа ДОУ;
- заинтересованность сторонних организации в сотрудничестве с ДОУ;
- положительные отклики в СМИ и т.д.
Анкетные опросы и наблюдения.
 
 
 
 
 
 
Стратегия проекта программы предполагает организацию и проведение таких мероприятий, как:
- разработка и реализация индивидуальных планов профессионального саморазвития;
- плановое и внеплановое прохождение специалистами ДОУ курсов повышения квалификации;
- переподготовка, обучение и повышение квалификации специалистов по программам соответствующего профиля;
- психологические семинары, тренинги для педагогов ДОУ;
- открытые показы, мозговые штурмы;
- организация на базе ДОУ открытых семинаров, конференций, круглых столов, направленных на распространение инновационного опыта среди специалистов системы дошкольного образования и т.д.;
- текущий мониторинг и оценка промежуточных результатов реализации программы;
- промежуточная корректировка планов реализации Программы (в случае, если промежуточные результаты не соответствуют ожидаемым);
- итоговый контроль и оценка достижения целей Программы.
Данные виды мероприятий дифференцируются в зависимости от интересов, опыта работы, уровня творческого потенциала и профессионализма педагогов.
 
Группы педагогов
Виды мероприятий
Творчески работающие, опытные педагоги, энтузиасты, легко принимающие инновационные изменения.
Педагогическая мастерская, мастер-класс, конкурс профессионального мастерства, наставничество, творческий отчет, презентация авторской технологии.
Опытные педагоги, привыкшие работать традиционно, с трудом принимают инновационные изменения.
Конкурс профессионального мастерства, творческие группы, ролевая игра, творческий отчет.
Молодые педагоги.
Собеседования, педагогические практикумы, консультации, персональный контроль, наставничество.