Версия сайта для слабовидящих
Главная
«Использование кубанского фольклора
в процессе музыкального воспитания
старших дошкольников».
Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ МО г.Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида № 178 «Солнечный круг» Ильиной А.Н.
 
         В настоящее время, одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение. Современные дети оторваны от народного творчества, а ведь они обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить музыку разных народов. Но главная задача, стоящая перед музыкальным руководителемнаучить детей любить музыку своего родного края.
          Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Одним из таких условий является детский фольклорный праздник, который создает возможность эмоционального развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Музыкальный материал для таких праздников разнообразен и подбирается с учетом возрастных особенностей детей. В него включены как русские народные песни, так и стилизованные под народные авторские песни, а также песни кубанских композиторов:
- детские народные прибаутки, потешки;
- русские народные песни: «Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла», «На горе-то калина»;
- стилизованные под народные авторские песни: «Пошла Маша во лесок», «Бабушка» муз. и сл. И.Конвенан, «Ягода» муз. А.Аверкина, сл. Е.Герц; «Ложки деревенские» муз. и сл. З.Роот;
- песни кубанских композиторов: «На Кубани мы живем» муз. В.Захарченко, сл. А.Костарева; «Ой, Кубань, Кубань» муз. Г.Пономаренко, сл. С.Хохлова.
Детям нравится инсценировать песни, т.е. действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни, например, «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», др. А попевки, построенные на одном, двух и более звуках, использую как упражнения для развития слуха и голоса: «Сорока-сорока», «Скок-поскок», «Ходит зайка по саду».
        Дети с удовольствием принимают участие в проводимых народных праздниках и познавательно-тематических развлечениях, связанных с явлениями окружающей действительности – «Праздник урожая», «Святки», «Широкая Масленица». Кроме того, провожу тематические развлечения, связанные с бытом людей – «Кубанские посиделки», «Как у наших у ворот», «На кубанском подворье». На тематических мероприятиях используется художественный материалпроизведения устного народного творчества, стихи, предметы народно-прикладного творчества, и др. В сценариях праздников использую различные виды музыкальной и игровой деятельностихороводы, пение народных песен, приуроченных к тому или празднику, народные игры, состязания. В подготовке таких праздников большое значение имеет контакт с родителями, которые вместе с детьми участвуют в играх, народных обрядах (дети колядуют, родители одаривают и т.п.). Обязательно провожу подготовительную работу с детьмизнакомлю их с историей, обычаями и традициями того или иного праздника.
     Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Кубанский фольклор становится близким детям и любимым ими, способствует пробуждению любви к родной природе, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит является источником развития народной культуры в музыкальном воспитании дошкольников.
 
 
Музыкальный вечер развлечений «Кубанские посиделки».
 
Цель. Приобщить детей к кубанскому фольклору.
Задачи.
Познакомить с традициями и обычаями кубанского народа.
Воспитывать интерес к истории Кубани и кубанским песням.
Развивать бережное отношение к традициям кубанского народа.
Предварительная работа.
Провести беседу о родной Кубани.
Разучить песни и частушки, стихи.
Проиграть музыкально-подвижные игры.
Материалы и оборудование.
Народные костюмы на шесть детей и одного взрослого.
Две сабли, два бутафорских коня.
Подбор музыкального репертуара: музыка «На Кубани мы живем», частушки, «Ой, ты Галю» (минусовая фонограмма),
Мультимедийная установка (подборка слайдов с бытом и природой Кубани).
Оформление музыкального зала.
Рушники на центральной стене.
Стол с кубанской утварью.
Кубанская хата с плетнём.
Лавка.
 
Ход вечернего досуга.
 
Звучит кубанская народная музыка, дети входят в зал, садятся на места.
 
Ведущая(в кубанском костюме). Здравствуйте гости дорогие! Проходите в хату, я рада видеть вас. Где, как ни в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается.
 
Песня в исполнении детей «На Кубани мы живем».
 
1. На Кубани мы живём,
На родной Кубани,
Песни звонкие поём,
Славимся делами.
 
Припев. Не найти в России милой
Благодатней края,
Эх, Кубань-кормилица,
Эх, Кубань-красавица,
Сердцу дорогая.
 
2. Дух казачий боевой,
В праздники и будни
Мы ведём за счастье бой
И его добудем.
 
Припев.
 
Ведущая. Это наш край! Это наша Кубань! Краснодарский крайжемчужина нашей любимой РодиныРоссии. Наш крайхлеборобный крайЖители нашего края могут и любят трудиться. А ещё они бережно хранят традиции наших предков. Помнят и поют прекрасные казачьи песни, частушки. И мы с вами сегодня поговорим о славных традициях родной земли, о задушевных казачьих песнях. (Рассказ ведущего сопровождается показом слайдов).
 
Ведущая(зазывает девчат на частушки).
Эй, девчушкивеселушки,
Запевайте-ка частушки,
Выходите поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
 
Частушки.
1.    Веселей играй, гармошка,
Мы станцуем и споем,
Мы - кубанские девчата
Любим песни с огоньком.
2.    Говорят, что я певунья,
Это правда, не таю,
Много песен я пропела,
Еще больше пропою.
3.    Заиграй, гармошка, громче,
Пусть девчата подпоют,
Пусть услышат во всем мире
Как казачки здесь поют.
4.    На кубанской,на земле
Поля все обширные,
Приезжайте в гости к нам
Мы все люди мирные.
5.    Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
 
Выходят казаки (мальчики) и девочка-казачка.
 
Казачок 1.Кубанские девочки хороши,
Поют они от всей души!
 
Казачок 2.Девочки, девочки,
Примите нас на посиделочки,
 
Казачка.Ой, казаки-пареньки!
Вы садитесь на пеньки.
Не забыли мы про вас,
Поиграем мы сейчас.
 
1 игра «Перевези казачку на лошади».
Описание игры. Разделить девочек на две команды. 2 мальчика на лошади должны перевезти девочек из своей команды на другую сторону.
 
2 игра «Сбей папаху».
Описание игры. 3-4мальчика на лошадях и с саблями стоят по кругу. Ведущий в центре круга держит на палке папаху. Под музыку, мальчики двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, мальчики сбивают папаху. Кто быстрее!
 
Казачата читают стихи.
1 казачок.
Цвети, Кубань, от края и до края,
С далёких лет ты в сердце у меня.
Казачья песня, слава трудовая,
Кубань, Кубань – бескрайние поля.
 
2 казачок.
Гостеприимней и красивей
На свете нет земли.
Не зря жемчужиной России
Мой край в народе нарекли.
 
«Кубанская пляска» (под музыку «Ой, ты, Галю…»)
 
Казачка. Наши казаки умеют не только работать и отдыхать, но, если надо – смогут и защитить свою родную землю.
 
Песня в исполнении детей: «Казаки в Берлине»
 
Ведущая. Дорогие ребята! Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудится на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.
 
Песня в исполнении детей «Эх, казачата – ребята удалые».
 
Ведущая (выносит пирог). Просим вас не расходиться,
Сладким чаем угоститься.
К чаю ароматному –
Угощенье знатное!
 
Дети идут на чаепитие в группу.

 



HotLog