Версия сайта для слабовидящих
Главная

 

«Мама, поиграй со мной
(значение игры в жизни ребенка)

     Подобные просьбы детей нередко ставят родителей в тупик. «Разве ты не наигрался в детском саду?» или «Поиграй сам, мне сейчас некогда», - может ответить мама или папа. Малыш отходит, огорченный, или продолжает настаивать. Дети очень любят играть со взрослыми, но не всегда взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного для него развивающего общения с близким взрослым. Конечно, здесь выход один: папа и мама должны все же находить время для игры с ребенком. Ребенок не способен променять «Живое» общение родителей на материальные блага. Если же он удовлетворяется дорогими подарками, не испытывая потребности в общении с родителями, взрослые виноваты в этом сами.

     Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребенка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Ребенок, который очень нервничает и боится, не может сосредоточиться на игре. Такие ситуации можно видеть во время сложной адаптации его в детском саду. Ребенок плачет, не видит ничего вокруг от слез, не может свободно двигаться. Воспитатель пытается успокоить его, затевая игру, что часто отвлекает малыша от мыслей о маме.

      Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним определенным образом, вновь и вновь проживая значимые ситуации. Игровая терапия все чаще используется, служа адекватным методом коррекции душевных переживаний ребенка. Многие игротерапевты рассматривают игру как процесс взаимодействия «здесь и сейчас», в котором происходит укрепление собственного «Я» ребенка, моделирование настоящего и будущего. Наши беседы и нотации не греют душу ребенка, это же не его опыт. Однако в игре он получает возможность взглянуть на проблему со стороны, научиться управлять своими чувствами. В этом заключается терапевтический эффект. Взрослому, преследующему цели терапевтической поддержки ребенка, следует создать особую доверительную и безопасную для детской самооценки игровую ситуацию, когда ребенок может без опасения выражать через игру свои эмоции.

         Для ребенка играпроявление любви и внимания. Дети начинают лучше понимать своего партнера, сверстника или взрослого.

        Дружитьзначит играть вместе. Конечно, телефон нужно обязательно отключить, как в театре, полностью посвятив себя общению с ребенком в игре (хоть на 10 минут): надо помнить, что играсредство общения для ребенка. Игра – это, прежде всего, удовольствие для ребенка, желанный и естественный способ самовыражения, утверждения себя в этом мире. В процессе игры происходит самоорганизация психики ребенка и его поведения, изживание страхов и негативных стереотипов поведения. Кроме того, очень позитивно понимание игры как универсальной деятельности ребенка, в которой происходят мощные процессы «само» - самоодушевления, самоопределения, саморазвития, самопроверки, самовыражения, самооценки, самоизлечения.

        В игре он удовлетворяет свои потребности в познании окружающего мира, творчестве, фантазии, активности, самостоятельности, психической свободе. Именно благодаря этому игры готовят к будущей жизни, помогая ориентироваться в человеческих отношениях, развиваться морально, интеллектуально, физически, поверить в свои силы, проявить свое творческое активно начало.

         Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют с ним вместе, также не умеют вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру. Для ребенка среднего и старшего дошкольного возраста очень важно быть принятым в игру сверстниками. Для этого надо играть с ним дома в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнерским отношениям, правилам поведения в совместной игре. Если раньше игровой опыт передавался от старших детей к младшим, то сейчас, когда в семье часто один ребенок, просто необходимо взрослым заменить собой сверстников в игровой деятельности. Этот навык, конечно, поможет вашему ребенку комфортно чувствовать себя среди других детей, так как в детском обществе очень ценится умение играть, подавать идеи, придумывать и руководить интересной игрой.

Воспитатель Шашкова Ольга Николаевна

HotLog