Главная

Советы и рекомендации родителям по развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста.

     Если вы видите, что ребенок просто манипулирует предметами, повторяя одно и то же действие, покажите, как этот предмет можно употребить в игре.

Взрослый также может расширить репертуар сюжета игры. Можно поиграть во врачаполечить кукол, мишек, бабушку, маму, самому побыть пациентом. Общение с ребенком в результате вмешательства взрослого станет более содержательным. Значение такой совместной игры заключается в том, что теперь он сможет выполнять специфичные для роли условные предметные действия и вступать в ролевой диалог, типичный для парных ролей доктора и пациента, мамы и дочки.

 Сначала это может происходить с играющим взрослым, который показывает приемы игры, находясь в роли.

Потом это ребенок переносят на партнера-игрушку, партнера-сверстника.

Если ребенок застревает на каких-то манипуляциях с игрушкамистроит одно и тоже, катает машинки туда-сюда, взрослый может придать новое значение действию, включив их в более широкий игровой сюжет.

Важно помнить о возрастной специфике игры детей. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет игровое действие с сюжетными игрушками.

У 4-летних детей смысл игры и главное удовольствие заключается в проигрывании роли. Выполнение роли ребенком подчиняется скрытым в самой роли правилам поведения персонажа. Например, правило игры во врача подразумевает определенный порядок действий. Сначала помазать место укола, потом уколоть, а не наоборот.

У  5-6-летних детей игровое действие согласно роли все более сворачивается. Смысл игры заключается в выполнении правила.

Взрослый, играя с ребенком, может существенно расширить репертуар ролей. Важно вносить творческие элементы в игру . Например, изобразить один раз боязливого пациента, другой раз – старого и очень больного, или назойливого, чтобы ребенка-врача  стимулировать вести себя по-разному в рамках данной роли. Можно ввести нового персонажа из какой-нибудь сказки, представить его поведение. Главное, чтобы взрослый, играющий с ребенком, сам испытывал удовольствие от действия, выдумывание новых неожиданных вариантов. Вовремя среагировать на креативные предложения ребенка.

Свобода творческого воображения ребенка в игре выражается в том, что он сам может выбрать сюжет, по- новому употребить самые обычные предметы, придать им те значения, которые необходимы ему  по замыслу (собачка – кубик, кегля – рентген).

В игре ребенок испытывает удовольствие от подчинения себя внутренним правилам выполнения роли. Поведение персонажа становится понятным, осознается им. Он как бы смотрит на себя со стороны через игру – мир социальных отношений и поведения людей значительно обогащает эмоциональные переживания ребенка, которые он пока не в состоянии испытать в реальной жизни, так как не может выполнять роли врача, шофера

                                                                                                     

Играя с ребенком важно:

·         воздержаться от критических замечаний;

·         не выходить из роли, пока не закончится игра;

·         отдаваться игре также добросовестно и эмоционально, как ваш ребенок;

·         быть инициативным, творчески выполнять роль и подавать идеи;

·         чутко реагировать на его предложения, поддерживать его фантазию;

·         подбирать игры, которые не тормозят развитие ребенка, соответствуют его возможностям и возрасту;

·         создавать в игре атмосферу партнерства, эмоциональной безопасности.

Нельзя переоценить значение грамотного участия взрослого в игре для развития личности ребенка, семейных, родительско-детских отношений. Процесс игры на каждом возрастном этапе должен состоять из совместной игры взрослого с ребенком, где взрослый выступает играющим партнером, и самостоятельной детской игры, условия которой обеспечивает взрослый. Конечно, самое главное, чтобы взрослые и дети получали искреннее удовольствие от деятельности.

 

Родителям на заметку

·         Ребёнок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют вместе с ним, часто не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру.

·         Заигравшись, ребёнок теряет представление о времени и самоконтроль. Не прерывайте игру резко! Ребёнок может сорваться эмоционально.

·         Сделайте уборку игрушек ритуалом перед тем, как укладываться спать.

·         Рассказывайте сказку на ночь, когда ребёнок спокоен и находится в доброжелательной, уютной обстановке. Рассказывайте её, а не читайте, а это значит: периодически смотреть в глаза ребёнку, ожидая его реакции, интонацией настраивать малыша на хорошее окончание сказки.

 

Воспитатель Шашкова Ольга Николаевна