Версия сайта для слабовидящих
Главная

 

 
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
 
воспитатель Кривошеина Дина Михайловна
 
Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности.
Вашему вниманию предлагается общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, с показателями разных сторон его развития.
Возраст 5 - 6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка.  В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные.
Конструкторхорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.
Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний.
Развитие психических процессов:
ВНИМАНИЕ:
·        5-ти летний ребенок способен выполнить задание, не отвлекаясь в течение 20-25 минут;
·        удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
·        находить 5-6 отличий между предметами
·        выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
·        находить 4-5 пар одинаковых предметов;
ПАМЯТЬ:
- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
- сравнивать два изображения по памяти;
МЫШЛЕНИЕ:
- определять последовательность событий;
- складывать разрезанную картинку из 9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
* Имеет достаточно богатый словарный запас (3,5 – 7 тыс. слов).
* Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
* Уметь аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
* Составлять по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно.
* Без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
МАТЕМАТИКА:
- Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?»
- Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине);
- Размещать предметы различной величины (до7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
- Выражать местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
- Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток.
ПОЗНАНИЕ:
-Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
-Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии.
-Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.
Социально – нравственное развитие:
-  Ребенок в этом возрасте самостоятельно здоровается, прощается, благодарит;
-  проявляет чувство привязанности и симпатии к людям;
-  проявляет навыки взаимодействия с детьми;
-  активно включается в совместную со сверстниками игровую, познавательную и творческую деятельность.
Изобразительная деятельность:
Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2-х тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку уже можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Гигиенические умения:
·        ребенок сам умывается, чистит зубы, полощет рот; культурно ведет себя за столом;
·        по мере необходимости пользуется носовым платком;
·        самостоятельно одевается, раздевается, складывает одежду, следит за ее опрятностью;
Отношения со сверстниками:
§   Способны играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры;
§  часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения;
§  В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом каждый самого себя;
 
5-6–ти летние дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Мальчики начинают ревновать маму к отцу, а девочки, наоборот, папу к маме.
Часто в этом возрасте появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины.
 
Вам как его родителям важно:
1.     С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
2.     Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.
3.     Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками.
4.     Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке.
5.     На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
6.     Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям.
 
ЛЮБИТЕ И БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ.
 

HotLog