Версия сайта для слабовидящих
Главная

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА 
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЕГО К ШКОЛЕ.
 
(Консультация для родителей)
 
Музыкальный руководитель Ильина А.Н.
 
Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие родители слишком зацикливаются на сенсорных каналах, памяти, мышлении, очень часто забывая о воображении. А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения  по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти задатки.
Творческие способности - что же это такое?
 
Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:
·         стремление к открытиям;
·         умение познавать;
·         активность;
·         фантазия;
·         инициативность;
·         стремление к познанию;
·         умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
·         живость ума;
·         умение изобретать и открывать;
·         свобода воображения;
·         интуиция;
·         умение на практике применять полученные знания, опыт;                  
·         открытия и изобретения.
 
Когда начинать первые занятия
по развитию креативного потенциала в детях?
 
Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.
Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:
·         1–2 года:кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания — вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
·         3–4 года: пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия — напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
·         5–6 лет: занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
·         7–8 лет: младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная творческая деятельность — изобразительная, музыкальная, театральная, и в каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него имеются природные задатки.
Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые, которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное русло, и теперь они находят выход вот таким способом — через ложь.
 
Какими методами можно развить творческие способности детей?
 
Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.
1. Окружающий мир
·         совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
·         рассказы о животных и растениях;
·         объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
·         ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.
2. Развивающие игры
·         покупайте детям настольные развивающие игры;
·         у детей должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
·         игры и игрушки должны соответствовать возрасту детей;
·         мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.
3. Рисование
·         очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры; не жалейте бумаги на это дело;
·         никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
·         сначала — изучите цвета, затем — познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.
4. Лепка
·         лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей и к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию; вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки; после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
·         пластилин должен быть ярким и мягким.
5. Чтение
·         детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты; книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
·         старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
·         берите малышей с собой в библиотеку;
·         книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности; тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.
6. Музыка
·         с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
·         пойте ему колыбельные как можно дольше; это развивает память и образное мышление.
 
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр.), хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

HotLog