Главная

Консультация  для воспитателей

«Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании  детей».

         Игра  занимает  важнейшее место в жизни ребенка. В практике детского сада широко используются игры : ролевые, дидактические, строительные, подвижные, логоритмические игры с музыкальным сопровождением, в процессе все дети обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Организованная подвижная игра не только развивает движения, но и организует поведение детей.

         Подвижные игры активизируют различные группы мышц, развивают ходьбу, бег, прыжки, лазание, бросание. Воспитывают координацию движений и тем самым способствуют развитию у детей подвижности и ловкости и выносливости. Подвижные игры  разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила. В других играх сюжет  и роли отсутствуют, только двигательные действия (задания) с правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих играх сюжет есть, действия обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

         Сюжетные игры - к ним относятся: «У медведя во бору»,  «Зайцы во рву», «Медведь».  Действия играющих определяются текстом. Каждый ребенок, играя, проявляет свою самостоятельность, инициативность, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Малыши приучаются к согласованности действий, учатся изменять способ и характер движения по сигналу, с определенными правилами.

     К бессюжетным  играм относятся : игры с элементами соревнований (добежать до флажка, собери мячики, ловишки, попади в кольцо, игры в кегли.)В этих играх нет образа, которому можно подражать. Эти игры основаны на простых движениях, чаще всего бег в сочетании с ловлей. Бессюжетные игры требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

      Игры –забавы, аттракционы проводятся на вечерах развлечений, на спортивных праздниках, дети получают много радости, игры требуют от участников умений, ловкости, сноровки.

    Игры с элементами спортивных игр: игры в городки, в футбол, элементы баскетбола, волейбола, бадминтон, катание на велосипедах, самокатах.

      Игровые упражнения - суть в том, что необходимо выполнить конкретные задания (доползи до погремушки, попади в воротики).

Для младших дошкольников подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ.

    В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Детям  младшего возраста выполнение  упражнений доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется  в различных движениях.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость.

Дети должны начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего  по сигналу  или последних слов текста.

       Очень важная роль подвижных  игр  в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических   нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют усилию деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и тренировка функций различных систем и органов. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе  усиливается работа сердца и легких, а следовательно увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает положительное влияние на общее состояние здоровья детей : улучшается  аппетит, укрепляется нервная система, улучшается сон, повышается сопротивляемость организма к различным простудным заболеваниям. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые осуществляются при помощи разнообразных игровых заданий.

      Показателями физического  развития детей являются : рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики.

Быстрота роста на 4 году жизни несколько замедляется относительно предыдущего периода - первых трех лет.

Так, если к двум годам рост детей увеличивался в среднем на 10-12 см, то к 3 годам на 10 см, к 4 годам всего на 6-7 см. В 3 года рост мальчиков равен -92,7 см,

а девочки -91,6 см, соответственно в 4 года – 99,3 см. и 98,7см, т.е. ростовые показатели одинаковы.

В возрасте от 3 лет до 6 годовые увеличения в весе также примерно одинаковы для детей. Прибавка в весе составляет в среднем 1,5-2 кг. В 3 года мальчики весят 14,6 кг, а девочки 14,1 кг. К 4 годам это соотношение изменяется, составляет 16,1 кг и 15,8.

Окружность грудной клетки увеличивается, но разница между мальчиками и девочками поэтому показателю незначительна. В 3 года это величина составляет 52,6 см (мальчики) и 52 см (девочки) в 4 года – 53,9 и 53,2 см.

Общей закономерностью  развития опорно-двигательного аппарата (ОДА) в ранние периоды детства является его гибкость и эластичность. По мере роста ребенка происходит срастание костей черепа и их окончательное формирование. К 3-4 годам завершается срастание затылочной кости. К 4 годам приобретает свою форму

и височная кость, завершается формирование межкостных швов. Объем черепа

продолжает увеличиваться, достигая  к 3 годам 80 % объема черепа взрослого человека. К 2-3 годам у детей заканчивается прорезывание молочных зубов. Их количество достигает 20 шт.

Здоровье детей, их рост и развитие во многом зависит от питания. Ребенок в возрасте 3-4 лет в среднем затрачивает 1000-1800 калорий. В  рацион входят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода.

Для построения костей скелета и зубов особенно необходим кальций и фосфор. Ребенок за сутки с молочными, рыбными и другими блюдами должен получить 1г кальция, 1,5-2 г фосфора , 15-20 мг. железа.

До 1.5 лет позвоночник ребенка растет равномерно. Затем несколько замедляется рост шейных и верхне-грудных позвонков. В 5 лет вновь все  отделы позвоночника начинают расти равномерно. Гибкость и подвижность позвоночника обеспечивается наличием значительного процента хрящевой ткани. Физиологические изгибы позвоночника в 3-4 года неустойчива, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Например, если малыш часто  лепит из слишком жесткого пластилина, суставы пальцев могут деформироваться. Отрицательно влияет на развитие ОДА изменение веса тела. Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, опущенная голова) могут стать привычными, и в результате нарушается осанка, а это в свою очередь отрицательно сказывается на функции кровообращения, дыхания.

В 3 – 4 года диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Строение мышц характерно для детей 4 лет, сохраняется без существенных изменений до 6 летнего возраста. Мускулатура по отношению к общей массе тела и мышечная сила у ребенка 3 – 4 лет еще недостаточно развиты.

Так, кистевая динамометрия (правая рука у мальчиков  - 4кг, у девочек – 3,8 кг). Особенности строения дыхательных путей у детей дошкольного возраста (узкие просветы трахеи, бронхов, нежная слизистая оболочка) создают предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания. Рост легких с возрастом происходит за счет увеличения количества альвеол и их обьема, что очень важно для процессов газообмена, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в среднем равна 800-1100 мл. В раннем возрасте главной дыхательной мышцей является диафрагма, поэтому у малышей преобладает брюшной тип дыхания. В дошкольном возрасте отмечается дальнейшее совершенствование ЦНС, как морфологическое, так и функциональное. К 3 годам у ребенка значительно развита способность к анализу, синтезу и дифференцированию раздражений окружающей среды.

Внимание  у детей 3-4 лет еще неустойчиво, оно легко нарушается при изменении окружающей обстановки, под влиянием возникающего на эти изменения ориентировочного рефлекса.

 

 

 

Инструктор по физической культуре

Елена Дмитриевна Торголова

HotLog